Вверх

нашему клубу 14 лет

menu
image

+7 (495) 786 08 78

+8 (800) 234-08-78

звонок по России бесплатный

Монголия

Монголия необычна как Восток, экзотична и богата историей...


Монголия



Туры по Монголии:
О Монголии:

История Монголии

      Археологические раскопки обнаружили останки человека, датируемые периодом около 500 000 лет назад, в пустыне Гоби и других регионах Монголии. Несмотря на непродолжительное монгольское лето, выращивание пшеницы практиковалось на этой территории в течение многих тысячелетий наряду с животноводством, которое возникло после того, как монголы начали приручать лошадей, верблюдов и яков.
     Слово "монгол" было впервые зафиксировано китайцами в период правления династии Тэнг (618-907 н. э.). В это время в Монголии преобладали тюркские племена уигхуров, которые, находясь под влиянием христианства, после установления ими контроля над Монголией отправились помогать дружественным правителям китайской династии Тэнг в подавлении восстания. Они господствовали на большей части Монголии до 840 года н.э., пока не были разгромлены киргизами, потомки которых проживают сейчас в китайской провинции Синьцзян.
       Монголы не хотели объединяться с другими кочевыми племенами северной Азии. Вплоть до 12 века страна представляла собой что-то вроде непрочного союза враждующих кланов, пока не появился 20-летний монгольский правитель по имени Темучин, который смог объединить вокруг себя большинство монгольских племен. В 1189 году ему было дано почетное имя Чингисхана, что означает "всеобщий царь". В то время как для европейцев это имя ассоциируется с безжалостностью и жестокостью, для монголов оно - олицетворение силы, единства, закона и порядка. Чингиз сделал столицей город, на месте которого находится современный Хархорин (Kharkhorin) и направил свою сильнейшую кавалерию на знаменитых монгольских лошадях такхи против Китая и Руси. Ко времени его смерти в 1227 году монгольская империя простиралась на территории от Пекина до Каспийского моря.
      Внук Чингисхана Кублайхан (1216-1294) завершил покорение Китая, положил конец правлению китайской династии Сонг (960-1279) и стал первым императором китайской династии Юуань (1271-1368). Кублайхан вскоре понял, что Монгольская Империя не может больше расширять свои границы. Вместо того чтобы продолжать войны и захватывать новые территории, он сконцентрировался на сохранении единства своей обширной империи. Это был период расцвета Монголии: империя простиралась от Кореи до Венгрии, а на юге - до Вьетнама; это была самая большая империя из всех, когда-либо существовавших в мире.
      После смерти Кублайхана в 1294 году Монголия стала все больше и больше зависеть от людей, ею порабощенных. Стало возникать недовольство тем, что привилегированный класс был освобожден от налогов, и империя стала распадаться на части в результате междоусобной борьбы за власть. В середине 14 века монголы были вытеснены из Пекина первым императором династии Минь. А после падения династии Юань более 60 000 монголов были вынуждены вернуться в Монголию. Их единство было ослаблено: надвигался долгий период клановых междоусобиц и распада.
      Правление Маньчжу было сравнительно спокойным для Китая до 1800 года, но последовавшее правление династии Квинг оказалось исключительно коррумпированным и деспотичным. В 1911 году эта китайская династия пала. Монголия воспользовалась моментом: 1 декабря 1911 года было провозглашено отделение Монголии от Китая, и в Монголии было создано теократическое правительство под руководством Джбцун Дамба VIII (Живой Будда). 25 мая 1915 года был подписан Договор Кьякхта между Монголией, Китаем и Россией, гарантирующий Монголии ограниченную автономию.
      Революция в России в 1917 году была ударом для монгольской аристократии. Воспользовавшись слабостью России, китайские военачальники в 1919 году ввели свои войска в Монголию и заняли столицу. В начале 1921 года отступающие войска Белой Гвардии вошли в Монголию и вытеснили китайцев. Жестокость как китайских, так и русских войск вызвала сильную волну сопротивления монголов. В то время как большевики все больше и больше подавляли силы белогвардейцев в Сибири, монгольские националисты обратились к ним за помощью. Объединенными силами они в июле 1921 года заняли Улан-Батор. Был восстановлен буддистский духовный лидер, и созданная Монгольская Народная Партия (первая политическая партия в истории страны и единственная в течение последующих 69-ти лет) сформировала правительство. 26 ноября 1924 года была провозглашена Монгольская Народная Республика (МНР), и Монголия стала второй по величине коммунистической державой в мире.
      Монголия строила коммунизм совершенно самостоятельно до тех пор, пока в 1920 году Сталин не сконцентрировал в своих руках абсолютную власть. Сталинские репрессии погрузили Монголию в полнейший кошмар, особенно безжалостной была правительственная кампания, направленная против религиозных деятелей. В 1937 году были проведены массовые репрессии в отношении монастырей, и множество монахов было казнено. Считается, что в период репрессий было уничтожено около 27 000 человек, что составляло в то время 3 % населения Монголии. Во время ослабления советского режима в начале 80х годов во главе руководства Монголии встал Джамбин Батмонкх, который стал проводить политику децентрализации, вдохновленный реформами Михаила Горбачева. Батмонкх предпринял робкую попытку перестройки и гласности в 1986 году. В 1989 году были установлены дипломатические отношения с Китаем. Распад Советского союза привел к окончательному выходу Монголии из-под его влияния. Но мало кто в Монголии был готов к такому быстрому распаду.
      В марте 1990 года крупные продемократические демонстрации произошли на площади перед зданием парламента в Улан-Баторе, и начались многочисленные голодовки протеста. Затем все произошло очень быстро: Батмонкх лишился власти; были созданы новые политические партии; голодовки протеста и демонстрации продолжались. В мае правительство внесло поправки в конституцию, позволяющие провести многопартийные выборы, но, по иронии судьбы, сельские районы отдали подавляющее число голосов за привычных коммунистических лидеров. Коммунисты были вынуждены пойти на соглашение с другими партиями, в результате чего 30 июня 1996 года была создана Монгольская Демократическая Коалиция, и 75-летний период коммунистического правления благополучно завершился.
      В течение последующих нескольких лет сменяющие друг друга правительства проводили прозападную политику реформ и приватизации с привлечением иностранного капитала, но в 1998 году в стране все ещё царила нищета. Иностранная помощь решила некоторые экономические проблемы, но Монголия все еще борется с темными сторонами своей вновь обретенной свободы. В 1997 году страна вступила во Всемирную Торговую Организацию, но даже этого было не достаточно, чтобы избежать повальной нищеты и голода. Несколько особенно суровых зим отрицательно сказались на кочевом образе жизни Монголов и еще больше усугубили тяжелое экономическое положение в стране.

Назад

 География Монголии

      Монголия - это огромная, зажатая между Китаем и Россией и расположенная внутри материка страна, в три раза превышающая по размеру Францию. Она имела неизмеримо большую территорию в период монгольского завоевания под предводительством Чингисхана и Кублай Хана. До 20 века территория Монголии была в два раза больше нынешней и включала огромный кусок Сибири и Внутренней Монголии (в настоящее время принадлежащей Китаю).
      Монголия - одна из наиболее высоко расположенных над уровнем моря стран; средняя высота составляет 1580 м . Монгольский Алтай постоянно покрыт снегом, а высочайшая вершина, Таванбогд Уул ( 4370 м ), господствует над Монголией, Россией и Китаем. Между горными вершинами лежат высохшие пустыни, где почти никогда не бывает дождя. В других местах Монголии есть множество озер с соленой и пресной водой, самое крупное из которых - озеро Хубсугул, которое содержит 2 % мировых запасов пресной воды.
      Южную треть Монголии занимает пустыня Гоби. На вид она безжизненна, но здесь растет достаточно травы, чтобы обеспечить питанием разрозненные стада овец, коз и верблюдов. Остальная часть Монголии по большей части покрыта лугами, где пасутся знаменитые лошади Пржевальского, коих с большим успехом использовал в своих завоеваниях Чингисхан.
      Несмотря на то, что Монголия может похвастаться 260 солнечными днями в году и её часто называют "Страной голубого неба", климатические условия здесь экстремальные. Длинные субарктические зимы являются нормой, в пустыне Гоби можно увидеть снег даже в конце апреля; некоторые озера остаются замерзшими до июня. С середины июля до сентября продолжается короткий сезон дождей, но осадки обычно непродолжительные и несильные. Из-за высоты над уровнем моря вечера бывают прохладными даже летом. В Улан-Баторе зима обычно длинная и холодная (октябрь-апрель), с температурами от -30 градусов Цельсия в январе и феврале. Ужасные пыльные бури часто случаются во время короткой весны (май-июнь).

Назад

Растительный и животный мир

       Естественная растительность Монголии соответствует местным климатическим условиям. Горы в северо-западной части страны покрыты лесами из лиственницы, сосны, кедра, различных листопадных пород деревьев. В широких межгорных котловинах располагаются великолепные пастбища. Речные долины имеют плодородную почву, сами реки изобилуют рыбой. По мере продвижения на юго-восток, с уменьшением высоты, плотность растительного покрова постепенно уменьшается и доходит до уровня пустынной области Гоби, где лишь весной и в начале лета появляются некоторые виды трав и кустарника. Растительность севера и северо-востока Монголии несравненно богаче, поскольку на эти районы с более высокими горами приходится большее количество атмосферных осадков. В целом состав флоры и фауны Монголии весьма разнообразен. Природа Монголии красива и разнообразна. В направлении с севера на юг здесь последовательно сменяются шесть природных поясов и зон. Высокогорный пояс расположен к северу и западу от озера Хубсугул, на хребтах Хэнтэй и Хангай, в горах Монгольского Алтая. Горно-таежный пояс проходит там же, ниже альпийских лугов. Зона горных степей и леса в Хангайско-Хэнтэйском горном районе наиболее благоприятна для жизни человека и наиболее освоена в плане развития земледелия. Самая большая по размерам – зона степей с ее разнообразием трав и диких злаков, наиболее пригодная для занятий скотоводством. В поймах рек нередки заливные луга.
       Животный мир каждой зоны специфичен: в альпийской зоне – горный баран, горный козел, хищник барс; в лесной – лось, марал, дикий олень, кабарга, рысь, росомаха, дикая кошка манул, бурый медведь; в горно-степной – волк, лисица, заяц, кабан; в степной – антилопа дзерен, сурок тарбаган и другие более мелкие грызуны, куропатки и иные промысловые птицы, хищные птицы. Полупустыни и пустыня намного беднее флорой и фауной, однако и здесь обитают крупные представители животного мира: дикий осел кулан, менее прихотливая чем дзерен антилопа джейран, гобийский медведь, лошадь Пржевальского, дикий верблюд.

Назад

 Монгольский язык

        Монгольский язык относится к монгольской группе алтайской макросемьи языков. Последняя включает также тюркскую и тунгусо-маньчжурскую группы языков. Возможно, к той же макросемье принадлежит и корейский язык. В основу государственного языка Монголии лег халхасский диалект, на котором говорит большинство населения страны. Известно несколько видов монгольской письменности. Самая древняя из них – старомонгольская, или классическое письмо – была создана в 13 в. на основе уйгурского алфавита. С некоторыми изменениями, внесенными в 17 в., она просуществовала до середины 20 в. При династии Юань (1271–1368) для официальной переписки использовали т.н. «квадратную письменность», основанную на знаках-слогах тибетского алфавита. В 17 в. ойратский просветитель Зая-Пандита создал «ясное письмо» (тод бичг), известное в науке как ойратская письменность. Она тоже не получила широкого распространения. Еще один вид письменности, называвшийся соембо, был изобретен в конце 17 в. главой буддийской общины Монголии Ундур-гэгэном, но он тоже не получил признания и быстро вышел из обращения. С 1942 по 1945 в Монголии был введен алфавит на основе кириллицы. К буквам русского алфавита были добавлены еще две – фита и ижица – для передачи специфических для монгольского языка звуков переднего ряда. Этой письменностью монголы пользуются и поныне. В 1990 был принят указ о возвращении к старомонгольской письменности, реализация которого должна была занять предположительно 10 лет.

Назад

 Культура Монголии

       Кочевой образ жизни монголов зависит от животных. Несмотря на урбанизацию, уклад степной жизни является определяющим в жизни монголов. Даже в городах большинство монголов живет в гэрах - белых шерстяных палатках, легко переносимых с места на место и имеющих одинаковое расположение на местности: дверь всегда должна смотреть на юг, внутри у задней стены и немного к западу находится почетное место для гостей, задняя часть - место для старейших членов семьи и для самых ценных вещей, там же находится семейный алтарь с изображениями Будды, семейные фотографии и чемоданы. Спросите кого-нибудь из местных жителей, и вам расскажут о десятках всевозможных религиозных правил, поверий и предрассудков, связанных с традиционным монгольским жилищем.
      Монголы всегда были приверженцами Тибетского буддизма, и связи между Монголией и Тибетом исторически очень тесные и глубокие. Один раз в жизни каждый монгол-буддист стремится посетить священный город Лхаса; тибетцы, в свою очередь, опирались на различные монгольские племена для поддержания своей власти. В 1921 году, к моменту прихода во власть коммунистов, в Монголии было 110 000 лам (монахов), которые жили в 700 монастырях. Начиная с 1930 года, тысячи монахов были арестованы, сосланы в Сибирь в лагеря и пропали без вести. Монастыри были закрыты и осквернены, а все религиозные обряды и церемонии запрещены. Свобода вероисповедования не восстанавливалась вплоть до 1990 года. С этого времени началось феноменальное возрождение буддизма (и других религий). Монастыри вновь открывались, и даже некоторые экс-лидеры коммунистической партии становились ламами. Монастыри и храмы (сюн) всегда имеют Тибетские названия. Кроме буддистов есть еще группа мусульман суннитов, живущих в самых западных регионах Монголии, большинство из которых является этническими казахами.
       Живопись, музыка и литература Монголии находятся под сильным влиянием Тибетского буддизма и кочевого образа жизни. Танцы цам предназначены для изгнания злых духов, они берут начало от кочевничества и шаманизма. Запрещенные во время коммунизма, они снова начинают возрождаться. Традиционная музыка включает широкий спектр инструментов и певческих стилей. В монгольском пении кхуми специально натренированные мужские голоса издают гармоничные обертоны из глубины горла, издавая несколько звуков одновременно. Народную монгольскую музыку и танцы невозможно представить без выступлений человека-змеи, это древняя монгольская традиция.
       Монгольский язык - официальный язык в стране. Он относится к урало-алтайской семье языков, включающей также финский, турецкий, казахский, узбекский и корейский. С 1944 года русская кириллица использовалась как монгольская письменность. В стране создана богатая литература, почти не известная тем, кто владеет только европейскими языками. Только недавно переведен самый важный текст - Монгол-ун Нигуша Тобчиян (Секретная История Монголов), в котором дается описание былого величия Монгольской Империи.
       Старая монгольская пословица звучит примерно так: "Завтрак съешь сам, обед раздели с друзьями, а ужин отдай врагам". Самая плотная и основательная еда в Монголии готовится на завтрак и обед, обычно это вареная баранина с большим количеством жира и муки, а также, возможно, молочные продукты или рис. Казахи, живущие на западе Монголии, вносят разнообразие в монгольскую кухню за счет конины. Монголы очень любят чай и классический монгольский напиток - сюютей (соленый чай). Мужчины, отказывающиеся пить аркхи (водку), считаются слабаками, пастухи готовят свой собственный домашний напиток айраг из лошадиного молока с содержанием алкоголя не более 3 %. Многие монголы перерабатывают его дальше, чтобы получить шимиин аркхи, в котором содержание алкоголя увеличивается до 12 %.

Назад

Улан-Батор

       Часто называемая иностранными туристами "УБ", эта сонная монгольская столица выглядит запущенным европейским городком 50-х годов. Старые советские машины и автобусы постепенно заменяются новыми японскими, но по городским улицам ходят коровы, в кучах мусора копаются козы, а люди в традиционной одежде ходят по улицам города вперемешку с монгольскими нуворишами.
       Построенный вдоль реки Туул и окруженный красивыми горами, Улан-Батор представляет собой образец коммунистического высотного стиля в гражданской архитектуре, но около 250 000 местных жителей живут в палатках (гэр) на окраинах города. Палатки защищены от ветра, который особенно суров весной, деревянными заборами. Окрестности города очень живописны благодаря холмистому ландшафту, но в зимнее время они менее привлекательны из-за грязи и непереносимого холода.
       Центр города - Площадь Сухэ Батора. С этого места в июле 1921 года Дамдини Сухэ Батор, "герой революции", провозгласил независимость Монголии от Китая. На этой площади также произошли первые выступления протеста в 1989 году, которые привели к падению коммунизма. В обычные дни это безлюдное место, здесь можно увидеть только голубей и уличных фотографов. На площади стоит серое здание Государственного Парламента, а также высокий современный Дворец Культуры - очень интересное место, где расположена Картинная Галерею Монголии и другие образцы монгольской культуры.
       На расстоянии квартала к северо-западу от площади находится Музей Национальной Истории, который стоит посетить, если вы намерены съездить на экскурсию в сельскую местность. В музее можно увидеть экспонаты, рассказывающие о географии Монголии, её флоре и фауне и несколько стендов, посвященных монгольской истории. Очень впечатляют 2 полных скелета динозавров, найденных в Гоби - гигантский плотоядный тарбозавр и его ближайший родственник, маленький, похожий на утконоса, травоядный савролопус. В Музее Изобразительных Искусств Занабазар есть прекрасная коллекция произведений живописи, резьбы и скульптуры, многие из которых созданы художником и буддистом Занабазаром. В этом музее также хранятся редкие экспонаты религиозного характера, например, тхангкас (роспись ткани) и статуи Будды.
       В начале 19 века около 50 000 населения Улан-Батора посещали примерно 100 буддистских храмов (сюм) и монастырей (кхиид), большинство из которых были разрушены во время сталинских репрессий в конце 30-х годов. Гандантегчинлен Кхиид сохранился благодаря тому, что коммунисты оставили его как место, способное действительно поразить воображение иностранцев. Название монастыря можно приблизительно перевести как "величайшее место для абсолютной радости", это одна из самых удивительных достопримечательностей Улан-Батора. В монастыре находится несколько храмов, украшенных золотом и драгоценными камнями. Здесь живут около 150 монахов, которые пытаются вернуть монастырь к жизни и возобновить все религиозные ритуалы и церемонии.
       Зимний Дворец Богд Кхаан также избежал разрушения. Построенный в период между 1893 и 1903 годами, это место, где монгольский Богд Хан VIII (Живой Будда), последний император, жил в течение 20 лет. В зависимости от того, какой учебник истории попадет вам в руки, вы можете прочитать, что Богд Хан проводил свои дни, предаваясь обильным возлияниям и утехам плоти, и ослеп от сифилиса, либо что он был великим провидцем и националистом. После его смерти в 1924 году просоветское коммунистическое правительство Монголии запретило все дальнейшие реинкарнации, поэтому в Монголии больше не было буддистских лидеров. В шести храмах, находящихся на территории Зимнего Дворца, хранятся коллекции подарков, преподнесенных Богд Хану, в том числе удивительная коллекция чучел животных.

Назад

Хархорин (Карокорум)

       В 1220 году Чингисхан решил построить столицу своей обширной Монгольской империи в Каракоруме. Строительство было завершено его сыном, Огедай Ханом, после смерти Чеингисхана, но Карокорум служил столицей только 40 лет, после чего Кублай Хан перенес её на то место, где сейчас находится Пекин. После переноса столицы и последующего падения Монгольской империи, Карокорум был разрушен ордами маньчжурских воинов. На развалинах в 16 веке был построен монастырь Эрдин Зуу, который тоже был в свою очередь разрушен во время сталинских репрессий. Современный комфортабельный город Хархорин был построен на его месте.
       Монастырь Эрдин Зуу (Сотня Сокровищ) был первым центром ламаизма в Монголии. Строительство было начато в 1586 году, но окончательно завершилось только через 300 лет. В монастыре находится примерно 100 храмов, около 300 гэр установлено на его территории, и он рассчитан примерно на 1000 монахов. Также, как и Каракорум, монастырь был закрыт и позднее подвергся разрушению от рук маньчжурских солдат. Все храмы, кроме трех, были разрушены во время сталинских репрессий, и неизвестно, сколько монахов было убито. Монастырь был закрыт до 1965 года, когда было разрешено открыть его как музей, но не проводить религиозных обрядов. Только после падения коммунизма стало возможным сделать монастырь снова действующим.
       В настоящее время многое из былого величия все еще сохраняется. Три храма, составляющие одно целое и окруженные массивными стенами, посвящены трем периодам жизни Будды: детству, отрочеству и зрелости. Главный, центральный храм, называется Зуу Будды, в нем находятся статуи Будды в детском возрасте. Снаружи, у монастырских стен, можно увидеть два "камня-черепахи". Когда-то четыре таких камня лежали в основании древнего Каракорума. Кроме того, в небольшой долине, затерянной между горами, окружающими монастырь, в 30 минутах ходьбы от него, спрятан каменный фаллос. По местной традиции, все женщины, которые посещают это место, должны заняться сексом в ближайшие 24 часа.

Назад

Могила Чингисхана

      Группе монгольских исследователей принадлежит версия о том, что в 400 километрах к северо-востоку от Улан-Батора, в местечке Биндер, где сейчас ведутся раскопки, родился и был похоронен Чингисхан. В Монголии до сих пор существуют десятки легенд о жизни и смерти великого полководца. Руководитель экспедиции профессор университета в Чикаго Джон Вудс рассказал журналистам, что захоронение заслоняет огромная каменная стена высотой в несколько метров и длиной в четыре километра. Ученым удалось обнаружить два типа захоронений. Нижний уровень представляют собой могилы слуг. Около двадцати богатых могил знати находятся на верхнем уровне. Американские археологи имеют достаточно средств для проведения любых археологических исследований. Их экспедиция под кодовым названием 'Чингисхан' финансируется чикагским миллионером Мори Кравицем, изучавшим в течение 40 лет жизнь и эпоху монгольского завоевателя. Однако власти в Улан-Баторе пока не дают американцам разрешения на проведение дальнейших раскопок. Монголов понять можно. Они опасаются утечки исторических реликвий за границу. Ведь, по мнению экспертов, в предполагаемом могильнике Чингисхана могут быть собраны уникальные сокровища. Тем более что до сегодняшнего дня ничего из военных трофеев полководца не найдено.
       Среди серьезных историков с мировыми именами есть и такие, которые утверждают, будто могила полководца вообще находится вне Монголии. Возможно, в России, в Читинской области. Одно из народных преданий повествует, что в степи у подножия священной горы вырыли глубокую гробницу, в которой похоронили завоевателя сидящим на золотом троне. Потом через место погребения прогнали многотысячный табун лошадей, уничтоживший следы могилы. Увы, найти ее до сих пор никому не удалось.
       В 'Сокровенном сказании монголов', исторической хронике, написанной неизвестным древним автором, говорится, что Великий полководец умер 12 июля 1227 года после завоевания Тангутского государства. И его останки, погруженные на колесный экипаж, были привезены и захоронены в 'Их газар' (буквально 'кладбище для великих'), у подножия горы Бурхан Халдун. Легенда гласит, что, проезжая через Ордос (современный район Внутренней Монголии в КНР), колесница застряла в непролазной грязи. Один из приближенных Чингисхана подошел к безжизненному телу полководца и сказал: 'Твое государство, твои верные воины, твои родные монголы, твои подданные, твоя родина еще далеки'. После его слов колеса экипажа сами пришли в движение. В честь этого события решено было на том месте поставить юрту, оставив в ней некоторые предметы, принадлежащие хану. Уже много позже этот эпизод хроник начал служить отправной точкой для утверждения, будто бы Чингисхан похоронен в Ордосе.
       Другая легенда гласит, что вместе с создателем империи монголов, протянувшейся от нынешнего Гонконга до Каспийского моря, были захоронены 2 тысячи его сановников и слуг. 800 воинов, участвовавших в похоронах, были умерщвлены по возвращении в столицу, чтобы никто уже никогда не узнал точное место захоронения великого хана. С тех пор могильник называют 'Великой тайной'. Согласно самому распространенному в Монголии преданию, могила Чингисхана покоится на дне реки, русло которой временно отвели, а после погребения роскошная гробница навечно скрылась под водой.

Назад

озеро Хубсугул

       В центре северной части Монголии, в аймаке Хубсугул (аймачный центр город Морон), находится второе по величине и первое по посещаемости туристами озеро Монголии Хубсугул (Hovsgol). Хубсугул, является младшим братом озера Байкал. Оба озера расположены в одном разломе земной коры. Вокруг озера создан Хубсугульский национальный парк. На берегах озера, длина которого почти 140 км (с заливом Хатгал), находятся всего два города. На севере город Ханх(Hanh), недалеко от российско-монгольской границы, в 300 км от города Иркутск. И на юге озера город Хатгал (Hatgal). Общее число жителей не превышает 2500-3000 человек.
       Это второе по величине пресное озеро в Центральной Азии. В нём сосредоточен 1% мирового запаса пресной воды. Площадь водного зеркала 2760 кв.км. Озеро ежегодно посещает большое количество туристов из развитых стран, и немного туристов из России. Это рыболовы-любители из ближайших областей России, в основном из Иркутска. Оно расположено на высоте 1645 метров над уровнем моря, имеет протяженность 132 км и ширину в наибольшем месте до 36 км. Глубины до 262 метров. В озере очень прозрачная вода, она имеет необычайный синий цвет с переходом оттенков. В некоторых местах видимость под водой достигает 50 метров. Даже в условиях плохой погоды прозрачность воды не падает менее 15-20 метров. Воду можно пить прямо из озера. В составе воды большое количество кремния и других минералов, по сути, это огромное озеро чистой питьевой воды, с замечательным минеральным составом. Берега и дно озера каменистые и песчано-галечные.
       В Хубсугул впадет 46 рек, вытекает одна река Эгийн-гол, приток реки Селенга, которая в свою очередь впадает в озеро Байкал. Это ещё одна связь между двумя уникальными озёрами. В центре озера возвышается святыня монгольского народа, легендарный остров Далай Модон Куйс Арал (Dalay Modon Huys Aral). Это большой конусообразный остров-скала, площадью около 6 квадратных километров. На карте профиля подводной части озера он напоминает гигантский фаллический мегалит, торчащий со дна. С одной стороны его стены обрываются на глубину свыше 200 метров, и ещё около 200 метров поднимаются над поверхностью воды. На острове в древности находились языческие святилища. Он воспет в монгольских сказах и легендах. На остров Далай Модон имели доступ только правители страны и высшие жрецы. В настоящее время доступ на остров ограничен и возможен только в сопровождение охраны национального парка. Всего на озере три острова, на одном из которых находится птичий заповедник, на нём гнездятся крачки и другие птицы.
       На озере Хубсугул и в окружающих его лесах, озёрах и реках гнездится 244 вида птиц. Во второй половине лета, оно служит перевалочной базой для перелётных птиц Сибири, Забайкалья, озера Байкал. Озеро окружено горами, поросшими тайгой, в которой в изобилие растут грибы, лекарственные травы (60 видов), ягоды. Всего не менее 750 видов растений. В тайге водится большое количество диких животных. Среди которых медведь, росомаха, волк, кабан, лось, олени, лиса, куница, заяц, рысь и другие.

Назад

Дархатская котловина

       Рядом с озером находится Дархатская котловина (Darhadyn hotgor), где живут кроме дархадских монголов, племена цатанов. Прямой перевод названия цатан - оленевод. Это племена, живущие до сих пор в каменном веке. Племена цатанов, почти в первозданном виде сохранили древние верования пантеистического шаманизма. Племенами руководят мужчины шаманы - Боо, либо женщины шаманки - Удган. Они живут только в чумах, выращивают оленей, промышляют охотой и рыболовством. Дархатская котловина уникальная водная система, состоящая из многочисленных озёр, связанных между собою реками и протоками, заросшая тайгой и окруженная по периметру высокими горами. В котловине около 200 крупных и средних озёр, а так же сотни небольших рек и проток между озёрами. В Дархатской котловине, лет пять назад был снят цикл документальных фильмов канала "Discovery", о племенах цатанов и шаманах. После такой рекламы, котловина стала местом, в которое стремятся туристы из многих стран для того, что бы познакомится с сохранившимися здесь традициями шаманизма. Но реально добираются сюда немногие, полное бездорожье и отсутствие мостов через небольшие реки делает этот край по-прежнему труднодоступным. Лучший транспорт для путешествий в Дархатскую котловину - лошадь. Но этот вид транспорта доступен немногим современным путешественникам, тем более что минимальный тур занимает 12 дней. Это путешествие не для слабонервных и физически ослабленных детей цивилизации, давно утративших навыки владения лошадью и жизни в природе. Тем более что на этой высоте, среди поросших тайгою гор даже летом не очень тепло и часто идут дожди.
       В озерах Дархатской котловины и впадающих в них реках, в изобилие водятся различные рыбы. Уникальность их рыбного мира в том, что здесь есть в наличие такие редкие рыбы как таймень, крупные экземпляры ленка (форель азиатская). По свидетельству редких туристов-рыболовов, некоторые экземпляры достигают веса 12 кг. В Дархатской долине обитает несколько видов сига, не менее 3-х видов хариусов и другие рыбы. Безусловно, королём монгольских рек и озёр был и остаётся таймень. В Монголию ловить тайменя приезжают рыболовы-туристы со всего мира.
       Живущие в Дархатской котловине цатаны, в отличие от монголов, употребляют в пищу рыбу. В Дархатской котловине, единственное место в Монголии, где существует промысловый лов рыбы. Осуществляется он зимой, когда сильные морозы не только сковывают реки и озёра, но и быстро замораживают добытую рыбу. Что невозможно в другое время года, поскольку в этой местности нет электрических сетей. Таймени в этих местах достигают веса в 50 и более килограмм, азиатская форель или как её называют ленок, достигает веса 6-7 кг и более. Одной из самых вкусных рыб в этой местности, является так называемая дархадская белая рыба, из семейства сигов.
       Лето продолжается всего два месяца июль - август. Озёра Дархатской котловины со средины июля по конец августа, зарастают обильной водной растительностью, от 30% до 70% поверхности. В озёрах этой области, в отличие от многих других монгольских озёр очень богатый зообентос и фитопланктон. Что и обуславливает вместе с относительно большой летней температурой воды, достигающей рекордных для Монголии температур в +19°C ... +21°C, богатство рыбного мира дархатских озёр. Лёд здесь становится уже в первой половине ноября и держится до конца мая. Тем не менее, в озёрах держится всю зиму высокий уровень кислорода, а прозрачный лёд, достигающий средней толщины в 1,5-1,9 метра пропускает солнечный свет и способствует развитию кормовой базы рыб даже подо льдом.

Назад

озеро Увс-Нуур

На северо-западе Монголии в аймаке Увс, находится самое большое озеро Монголии Увс Нур. Оно граничит с российскою Тувой. Севернее озера Увс Нур, за горным хребтом начинается бассейн реки Енисей. Площадь водного зеркала озера не менее 3350 кв. км. Оно не является полностью не пресным не солёным. В этом отношение Увс Нур похож на Аральское море, частично в озере вода солоноватая, в зависимости от места и глубины. В других местах оно пресное. Озеро является замкнутым, со всех сторон в него впадают многочисленные реки и ручьи, из него не вытекает ни одна река. Оно окружено болотами и тайгой. В виду труднодоступности и удалённости от туристических маршрутов Увс Нур практически не посещается туристами. Озеро и впадающие в него реки очень богаты рыбой и водоплавающими птицами. В окружающих его лесах в изобилие водятся различные животные. Само озеро и прилегающие к нему районы, мало изучены. На берегу озера нет ни одного населённого пункта. Это поистине рай для туристов рыболовов и охотников.

Назад

Н. Рерих и Монголия

        Когда-то первые люди были очень высокими и жили долго. Теперь они мельчают. Настанет время, когда человек будет жить максимум 7 лет. Уже через день после рождения он начнет работать. 6 солнц тогда сожгут все живое, а 12 лун смоют дождями пепел. Земля погибнет. Вот такое невеселое будущее видят сквозь века монгольские шаманы – самые могущественные колдуны Азии.
       Предания утверждают, что шаманское семя проросло в Центральной Азии во времена Чингисхана. Тогда первый монгольский колдун отнял у смерти больше жизней, чем сам далай-лама. В действительности же монголы шаманили задолго до военных походов покорителя вселенной. Известно, что древние кочевые народы приносили жертвы предкам, духам, небу, земле, поклонялись светилам. Обожествление Солнца и Луны вызвало появление орнамента в виде колеса, хаса - равностороннего креста с загнутыми краями.
       Гунны и те, кто пришел в Монголию после них, вырезали фигурки людей, устраивали с ними пиры. Особые идолы, онгоны, рассматривались как вместилища душ умерших. Камням, дереву придавали человеческое или звериное обличие. Обычно онгоны оберегали живых членов рода, но в отдельных случаях могли причинять вред. У женщин были свои идолы, у мужчин - свои. Во времена империи местная знать покровительствовала буддизму, исламу, христианству. Вместе с тем бо, так называли монгольских колдунов, оказывали и оказывают на простых монголов большее влияние. Мы столкнулись с бо на севере страны у озера Ховсгол или Хабсугул. Вот что о нем рассказывает легенда… Когда любимая дочь Чингисхана выходила замуж, ее украл шаман. Чтобы спастись от преследователей, бо превратился в каменный столб. Похищенная невеста обернулась горой, которая была похожа на высоко торчащие груди. Из них забили два источника. Они-то и наполнили водой глубокую впадину. Так образовалось священное озеро.
       В Монголии колдунья и ведьма не одно и то же. Ведьма, или шулма - существо невидимое, ее сила в золотом волосе. Ведьмой становятся женщины, которые совершили 10 черных грехов: это убийство, разврат, кража, ссора, скверные мысли и так далее. Шулмы почему-то бояться козлов и колючек. Мужчины-грешники превращаются в чертей, чуткуров, существ с одной рукой и ногой. Черта можно вызвать. Он сделает для тебя все, что угодно. Главное вовремя избавиться от него. Иначе чуткур завладеет душой.
       Монгольским небом распоряжается могучий хан Хормусто. Он начальник тенгиров и дыбджитов, духов эфира. Известно, что дыбджиты ведают погодой, дождем, снегом, градом, ветром, грозой. Летом они ездят на драконах Лу. Когда на небе мало драконов, Лу ревут и сердятся, а люди слышат раскаты грома. На земле действуют саддыки - духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, одним словом, всего, что есть на земле. Главный у них Белый Старец, Цаган Эбугун. По преданию, Цаган Эбугун родился стариком. Дело в том, что его мать не оказала должного уважения божеству, поэтому ходила беременной сто лет. Саддыками, или сабдыками, становятся души сильных людей. Многие ханы, правители, военные и те, кто умел насылать порчу, стали ими. Горе тому, кто обидит земного духа: нет тех гадостей, которых они не причинили бы обидчику.
       Перед тем как отправиться в путешествие или сделать важный шаг в жизни, монгол совершает подношение саддыку, к которому чувствует наибольшую предрасположенность. Приношениями служат голубой шелковый шарф хадак и обычные камни. Со временем на жертвенных местах вырастают целые пирамиды - "обо". В степях они обозначают человеческое присутствие. Это своеобразные ориентиры. Ими отмечают тропы, кротчайший маршрут до какого-нибудь населенного пункта. Обычно "обо" воздвигают на перекрестках и знаменательных местах. Камни, собранные в пирамидки, - своеобразная плата за проход по территории того или иного духа.

       В 20-х гг. по Монголии путешествовал Николай Рерих. Он писал о "чудесах левитации, материализации, волевых действиях и ясновидении, оживающих трупах, блуждающих духах лам, которые убивают и всячески злоумышляют". От монголов Рерих слышал о "заклинаниях и наваждениях, темных гаданиях, заговорах, оборотнях, принявших вид зверей, о самоубивающих кинжалах пурба". Все это не производит особого впечатления на того, кто близко знаком с буддизмом. В ритуалах монахи использовали особые дудочки, которые издавали заунывные трели, напоминавшие о быстротечности жизни. Звуки сопровождали душу умершего, когда та направлялась в рай. Дудки делали из берцовых костей 18-летних девушек. Ритуальные чаши, выполненные из черепов особо уважаемых лам, приводили в замешательство христианских священников. Для них буддисты, пользовавшиеся подобными предметами, были сродни колдунам. Во времена Рериха по Монголии ходили слухи о "смертельном сглазе". Николай Константинович назвал это явление "замечательным и до конца неизученным". Вера в помощь духов и раньше не мешала шаманам посещать буддистские храмы. Там «обо» набирались энергии, которую потом тратили, общаясь с потусторонними силами. Иногда энергия колдуньи переходит в сунниум - заклятие. Как правило, в качестве сунниума выступают останки животных. Человек, дотронувшийся до них, принимает на себя горе и болезни. Но есть и "добрые" заклятия.

Назад

Шаманизм Монголии

Родиной шаманизма, избранной землей шаманов принято считать Центральную и Северную Азию. В Монголии в силу своей изолированности последним оплотом шаманов стало озеро Хубсугул и Дархадская котловина. Сюда сбегали монгольские шаманы во время преследования их в эпоху Чингисхана и Хубилай-хана в XIII в. В эпоху Чингисхана в Центральной Азии главенствовал шаманизм, ламаизм, пришедший на смену шаманизму, получил распространение в Монголии только к XVI в.
Для шаманских молений не нужны специальные здания и храмы, шаманские обряды могут быть устроены в любом месте в любое время суток. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо - Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманским понятиям, является серединным миром, одухотворенным во всех проявлениях природы и жизни и населенным невидимыми для большинства людей разнообразными духами. Для древнего человека непрерывная связь с природой, ощущение ее ритмов и гармонии были привычным образом жизни. Вековые наблюдения за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах - контактной зоне между мирами - сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов.
Вдоль дорог на Хубсугуле, на перевалах и возле священных мест можно встретить обо - древнее святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, местопребывание духов-хозяев местности - место, где надлежит поклоняться духам, произносить молитву и делать жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания в данной местности. Каждое обо имеет своего хозяина - духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В обо можно только класть, что-либо забирать из обо, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Главное обо на восточном побережье Хубсугула расположено на мысе у горы Модын-Бага-Шагнул-Ула, высотой 1705 м. К нему можно подъехать на автомобиле. Обо сложено из жердей и веток, в центре него на груде камней сооружено святилище.

Назад

пещера Даин-Дээрхийн

На территории Хубсугульского национального парка находится вертикальная пещера Монголии - Угуул, глубиной 26 м. Стены входного колодца на всем её протяжении покрыты льдом. Другая известная пещера, самая крупная в Прихубсугулье - Даин-Дээрхийн расположена в 150 км на северо-запад от аймачного центра Мурэн, проехать к ней можно через населенные пункты Чандмань-Ундэр и Цаган-Уурэ. От Цаган-Уурэ до пещеры около 30-35 км. Летом на машине подъезда к ней нет, последние 10-15 км необходимо проходить на лошадях. Пещера известна с древних времен и почитается местным населением как священное место, которому ежегодно приносились жертвоприношения. Найти пещеру без проводника трудно, вход с тропы не виден.
Состоит она из двух этажей, между которыми находится органная труба глубиной 11 м. Это - пока единственная отмеченная в Монголии двухэтажная пещера, имеющая 3 входных отверстия, много залов и коридоров - ответвлений. Величина залов колеблется от 7 до 10 м в диаметре, главный коридор имеет длину 32,5 м. Подземная полость изобилует живописными сталактитами и сталагмитами. Узкий проход в потолке последнего зала позволяет попасть в залы второго яруса. Существует легенда об её якобы втором входе, расположенном на российской территории. Подтвердить или опровергнуть эту легенду пока невозможно, потому что длина исследованных ходов составляет 224 м., площадь 739 м2.
С пещерой связана легенда о грозном шаманском духе Даин Дерхе. До 1930 г. севернее пещеры, в 50 км от сомона Цаган-Уре у когда-то процветающего монастыря Шаравлийн Тсааган Чулуу (Белокаменный монастырь) на р. Уурэ-Гол находилось каменное изваяние Даин Дерхе, обернутое в шелковую материю, перед которым всегда стояли различные приношения. Каждый год в июле в день праздника Даин-Дерхе камень обертывали новой тканью. Буддийский монастырь был крупнейшим вблизи Хубсугула, в нем обитало около 3 тысяч лам и монахов. В 1929 г. монастырь был закрыт и разрушен, а затем и камень - изваяние Даин Дерхе, размером в человеческий рост, был вывернут из земли и увезен в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов остались лишь одни фундаменты, вокруг которых разрослись березки.

Даин Дерхе (Dayan degereki), "Хан Богдо Даин Дерхе, в мифах монгольских народов одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций; горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной бабой (которая стоит около озера Хубсугул на севере Монголии), впоследствии адаптированный ламаизмом (обращённый в буддизм). До распространения ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения; по преданию, существовала и шаманка (удган) - толковательница воли Даин Дерхе. Согласно поверьям, его дети обитают в соседней пещере (вошедший туда теряет рассудок). Даин Дерхе посвящён ряд шаманских гимнов, где он иногда называется "чёрным тенгри" (т.е. божеством именно шаманского пантеона), а также "милостивцем", "милым" (хайрхаи - табуированное обозначение священных гор). Изображается как наездник с колчаном, полным стрел; по другим представлениям, выглядит седым стариком с огромной белой бородой (внешность, характерная для духов-хозяев - эжинов), верхом на серо-белом жеребце. Согласно одним сюжетам, раньше Даин Дерхе был злым эжином - земным духом, изгнанным неким святым и окаменевшим у хребта Танну-Ула, а по другому (халхаскому) преданию, Даин Дерхе - первый шаман, превзошедший самого далай-ламу в искусстве отнимать у смерти её жертвы и посланный им в Монголию. По дороге он изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца. По одной версии, похитил жену Чингисхана, по другой - дочь Чингисхана во время её свадьбы с Хентей-ханом. Настигнутый погоней, Даин Дерхе превратился в каменный столб (спасшись таким образом от сабельного удара); окаменела и царевна, спрятавшаяся в расселину горы; она также стала почитаемым местным духом. Когда Чингисхан уже отчаялся в попытках обезглавить или повесить каменного шамана, тот обещал впредь быть его помощником. В других вариантах Даин Дерхе - соперник Арахи; они состязались, отрубая друг у друга нижнюю часть тела (шаманский поединок), Д. Д. добился успеха, а когда должен был в свою очередь Арахи нанести удар, Даин Дерхе окаменел" .
В настоящее время в первом зале в привходовой части пещеры разместилось святилище Даин Дерхе. Центральную часть святилища занимает жертвенный столик, за ним на постаменте стоит искуссно вырезанная из дерева полуметровая фигура всадника Даин Дерхе в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной и собранными на макушке волосами, закрепленными в пучок заколкой в виде ваджры - пучком молний (на самом деле на фотографии - монгольский воин в металлическом шлеме???). Монголы не могут точно назвать возраст этой скульптуры, считается, что она стоит здесь уже несколько поколений, а специальной датировки ее возраста никто из ученых еще не проводил. Как и в прошлые времена на жертвенном столике перед фигурой грозного шамана разложены жертвенные приношения - сыр, сухой творог, конфеты, спички, чашки с маслом для лампад. Перед святилищем под потолком натянута танка 1,5?2 м с полустертыми изображениями двух тигров на черном фоне. В первый зал, где расположено святилище проникает слабый свет от входа и в полумраке таинственная фигура всадника кажется очень древней и могущественной. К узкому входу в потолке на второй этаж пещеры ведет грубая деревянная лестница. Это уникальное шаманское святилище в пещере, бережно оберегаемое многими поколениями монголов, единственное в своем роде, сохранившиеся с древних времен, во всем Прихубсугулье.

Назад

сторукое дерево шаманов

Сторукое дерево шаманов. В 6 км от Цаган-Уурэ по дороге к пещере Даин-Дээрхийн расположено священное дерево шаманов, особенностью которого является удивительная ветвистость от самого комвеля у земли. Сейчас эта низкорослая лиственница особо почитается как "дерево-шаманка", перед ней находится жертвенное место, а все нижние части ветвей обвязаны синими хадаками - жертвенными приношениями посетителей. По преданию в этом месте шаманка зарыла свой послед, считается, что преклоняясь в этом месте, можно способствовать деторождению - беременные женщины приходят к этому дереву, обхватывая его руками и прижимая к нему живот, просят послать здорового ребенка и благополучное деторождение. Также, существует местное поверье, что мужчины, которые не имеют сыновей, чтобы жена родила им наследника, могут осуществив традиционный ритуал способствовать рождению сына. На каменной плите, водруженной на святилище у подножия дерева, выбито изображение зеленой Тары - у нее просят послать сына.
Густо разросшееся с переплетенными ветвями хвойное дерево называется у халхасцев удган мод, т.е. "дерево-шаманка". У хара-дархатов, уйгуров существует боо модон, т.е. "дерево-шаман". Шаманская часть этого дерева - место, где ветви переплетаются и скручиваются в узлы. Если такое место располагается в верхней части дерева, то говорят что это дерево высшего тэва (область обитания), если на середине ствола - среднего тэва, а если узел веток находится совсем низко, то это признак принадлежности к низшему тэву. Считается, поскольку ветви низшего тэва очень близко подходят к земле, то дух этого дерева особо свиреп и силен.

Назад

Страница подготовлена с использованием материалов сайтов
http://www.krugosvet.ru
http://www.baikal.irkutsk.ru/
и статьи Ю.Слепцова "Озера Монголии"

close

Быстрая заявка

close

Уважаемый участник! Правилами клуба установлено:


Ответы на частые вопросы
Техника безопасности в походах клуба
close

Быстрая заявка

close
Закрыть

Найти ближайшие акции